КОММЕНТАРИИ К ОТВЕТАМ. СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант 1.
Часть А
А1. Пишется "А" на месте пропуска в словах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание гласных в корне
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А1.
___________________________________________________________________________________
А2. Пишется "Е" на месте всех пропусков в рядах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание приставок пре-при. Правописание гласных в корне
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А2.
_____________________________________________________________________________________
А3. Двойные согласные пишутся в словах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Двойные согласные в корне. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание приставок.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А3.
_____________________________________________________________________________________
А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание гласных после шипящих и "Ц" в окончаниях и суффиксах. Гласные после шипящих. Гласные О-Ё после шипящих в корне.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А4.
_____________________________________________________________________________________
А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Гласные И-Ы после приставок. Гласные после Ц. Употребление Ь и Ъ.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А5.
_____________________________________________________________________________________
А6. Пишется «И» на месте всех пропусков в рядах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов существительных.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А6.
_____________________________________________________________________________________
А7. Пишется «А/Я» на месте пропуска в примерах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Глагол. Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. Правописание суффиксов причастия и деепричастия.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А7.
_____________________________________________________________________________________
А8. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание НЕ с самостоятельными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и его особыми формами (причастием, деепричастием), наречием.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А8.
_____________________________________________________________________________________
А9. Пишется «НЕ» на месте пропусков:
Родственники ни(1)разу не(2) были в гостях у Андрея, хотя он не(3) раз приглашал их. Куда ни(4) глянь, повсюду видны признаки прихода весны. Кто только не (5) ругал Татьяну за принятие поспешного решения!
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание и употребление частицы НИ. Правописание и употребление частицы НИ
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А9.
_____________________________________________________________________________________
А10. Пишутся через дефис слова:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Правописание наречий.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А10.
_____________________________________________________________________________________
А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Сегодня тоже будет дождь (выделенное слово - сочинительный союз в значении "также", "и")
2) Комната уже имела не такой мрачный вид, как накануне (пишется слитно, т.к. выделенное слово - наречие, отвечающее на вопрос когда?, словарное слово)
3) Вследствие затяжного дождя дальний поход перенесли на воскресенье (выделенное слово - предлог, который пишется слитно)
4) В начале ноября ожидаются заморозки (пишется раздельно, т.к. выделенное сочетание - наречное выражение, где при существительном "начало" есть зависимое слово: "начале (чего?) ноября")
5) В дали степной отчетливо просматривались силуэты исторической постройки XVIII века (пишется раздельно, т.к. выделенное сочетание - наречное выражение, где при существительном "даль" есть зависимое слово: "дали (какой?) степной")
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание наречий. Правописание союзов. Правописание предлогов.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А11.
_____________________________________________________________________________________
А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1. Свет звезды как первая слеза (подлежащее СВЕТ, сказуемое СЛЕЗА. Тире не ставится, если перед сказуемым есть КАК)
2. Жизнь без правды не жизнь, а мучительное существование. (подлежащее ЖИЗНЬ, сказуемое НЕ ЖИЗНЬ. Тире не ставится, если перед сказуемым есть НЕ)
3. Друга спасти — высшая честь. (подлежащее СПАСТИ, выраженное инфинитивом; сказуемое ЧЕСТЬ, выраженное сущ. в Им. падеже. Тире ставится)
4. Теперь уже ничего: ни гор, ни неба, ни земли — не было видно (тире ставится, так как обобщающее слово НИЧЕГО стоит до однородных членов ни гор, ни неба, ни земли, после которых предложение не закончено, а продолжается словами "не было видно").
5. Юмор есть остроумие глубокого чувства (подлежащее ЮМОР, выраженное сущ. в Им. падеже, сказуемое ОСТРОУМИЕ, выраженное сущ. в Им. падеже. Тире не ставится, если перед сказуемым стоит слово ЕСТЬ)
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008 год, задание А13. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.
_____________________________________________________________________________________
А13. В каких предложениях расстановка знаков препинания соответствует приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)?
[…,|деепричастный оборот|,...].
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2012 год, задание А13.
_____________________________________________________________________________________
А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных членами предложения. Вводные слова и предложения.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А14. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.
_____________________________________________________________________________________
А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008, 2010 г., задание А16.
_____________________________________________________________________________________
А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1. Ополченцы принесли Андрея к лесу, где стояли фуры и где располагался перевязочный пункт. (знаки препинания расставлены верно: перед подчинительным союзом ГДЕ, разделяющим главную часть (Ополченцы принесли Андрея к лесу) и две придаточные части (где стояли фуры и где располагался перевязочный пункт) запятая нужна; перед одиночным союзом И, соединяющим две однородные придаточные части данного СПП, запятая не нужна).
2. Ростоцкому было так неловко и неприятно с Борисом, что когда после ужина гость заглянул к нему, то он притворился спящим. (знаки препинания расставлены неверно: на стыке союзов ЧТО-КОГДА запятая не нужна, т.к. далее в предложении есть вторая часть союза -- ТО)
3. Когда Пьер уехал и сошлись вместе все, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает, все говорили про него одно только хорошее. (знаки препинания расставлены верно: перед одиночным союзом И, соединяющим две однородные придаточные части (Когда Пьер уехал) и (сошлись вместе все) запятая не нужна; перед местоимением ЕГО и после глагола СУДИТЬ запятые нужны, так как они выделяют главную часть (его стали судить); следующая придаточная часть (как это всегда бывает после отъезда нового человека) выделена запятыми верно; следующая придаточная часть (как это редко бывает) выделена запятыми верно; союз И соединяет два предложения (его стали судить) и (все говорили про него одно только хорошее).
4. К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. (знаки препинания расставлены верно: перед И запятая не нужна, так как у двух простых предложений (дождь перестал) и (ветер начал заметно стихать), соединенных этим союзом, есть общее обстоятельство - К концу дня)
5. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели его на то самое место. (знаки препинания расставлены неверно: союз И соединяет два простых предложения без общих второстепенных членов (Прошло несколько лет) и (обстоятельства привели его на то самое место), поэтому перед ним следует поставить запятую.
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Пунктуация в сложносочиненном предложении.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008 г. - задание А17, 2013 г. и 2012 г., задание А16. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.
_____________________________________________________________________________________
А17. Укажите бессоюзные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как между частями складываются изъяснительные отношения:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
_____________________________________________________________________________________
А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1. «Мы обязательно встретимся с тобой, — сказал Петр с радостью, — нам благоволит сама судьба». (правильно)
2. По словам А.П. Чехова: (вместо : нужна ,) «Праздная жизнь не может быть чистой».
3. Академик М.В. Нечкина считает, что «жены декабристов вникли в причины ссылки мужей». (правильно)
4. — Разобьет сейчас волна наше суденышко, — с испугом в глазах промолвила Марина. (правильно)
5. «Покажись мне, верный друг, — попросила Аленушка: (вместо : нужна ,) — Я хочу тебя видеть».
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Знаки препинания при прямой речи. Правила оформления чужой речи.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание А18. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.
_____________________________________________________________________________________
А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1. Здесь горожане проводили как карнавалы, так и спортивные мероприятия. Перед КАК запятая не ставится. Чтобы убедиться, КАК-ТАК можно мысленно опустить.
2. Чувство влюбленности налетает внезапно, как порыв ветра. Оборот обособить запятыми надо, так как в данном предложении использован сравнительный оборот с КАК (сравниваются чувство влюбленности и порыв ветра по признаку внезапности).
3. Он был известен (в качестве, в роли) как лучший стоматолог города. Запятая не ставится
4. Море как молоко в этот вечер. Подлежащее - МОРЕ. Именное сказуемое - КАК МОЛОКО. Между главными членами предложения одна запятая не ставится.
5. Мама, как утверждал врач, правильно определила симптомы болезни Гриньки. Запятой нужно выделить вводное предложение КАК УТВЕРЖДАЛ ВРАЧ.
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация в предложении со сравнительными оборотами. Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание А19. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.
_____________________________________________________________________________________
А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Случалось, (1) что Вальке влетало от отца за какие-нибудь проделки, но (2) если он и ругал сына всерьез, (3) то вскоре отходил и успокаивался, (4) а Вальке становилось нестерпимо стыдно: (5) он уважал отца и не хотел доставлять ему огорчения.
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание А20. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.
____________________________________________________________________________________
А21. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных звуков:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Фонетика. Ассимиляция (оглушение и озвончение) согласных звуков.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2009 г. - задание В1.
____________________________________________________________________________________
А22. Синонимами к фразеологизму Вавилонское столпотворение являются выражения:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Фразеология. Значение фразеологизмов, их употребление в современной речи.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А23. Укажите слова, которые разделены на морфемы правильно:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Состав слова
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
___________________________________________________________________________________
А24. Какие морфологические и синтаксические признаки соответствуют выделенному в предложении слову:
Нам открылась живописная панорама гористой местности.
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Глагол.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А25. Правильными являются утверждения:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Включены вопросы по всему учебному курсу русского языка.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008 г. — 2012 г.- задания А28- А29.
____________________________________________________________________________________
А26 Речевые нормы нарушены в предложениях:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Стилистика. Культура речи. Ошибки словоупотребления. Синтаксические нормы.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Культура речи. Морфологические нормы. Речевые нормы.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Стилистика. Культура речи. Речевые нормы. Синтаксические нормы.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
Текст к заданиям А29 – А32 и В1 – В4
1. Если вы уже определились с учебным заведением для вашего ребенка, не теряйте времени и ищите наследнику толкового репетитора. 2. Интернет наполнен всевозможными предложениями образовательных услуг. 3. Вы без труда можете найти специалиста по любому предмету: от высшей математики и китайского языка до вышивания крестиком. 4. Но как отличить настоящего профессионала, который сможет дать вашему ребенку необходимые знания, от жаждущего денег недоучки?
5. Неопытных преподавателей очень легко выявить. 6. Это в первую очередь те, кто предлагает невероятно широкий спектр услуг: от дошкольного образования до занятий со студентами. 7. Основной показатель оценки качества преподавателя — высокий процент поступивших среди его бывших учеников. 8. Однако оценивать степень квалификации вашего репетитора вам придется самостоятельно.
9. Если вы нанимаете преподавателя, не следуя при этом советам знакомых, у вас есть возможность оценить уровень его квалификации. 10. В первую очередь выясните всё о педагогическом опыте преподавателя, поскольку даже самый высококлассный специалист может быть просто не способен объяснить предмет ребенку либо не понимать требований вступительного испытания.
11. «Практика показывает, что индивидуальный подход к ученику обеспечивает 80% успеха занятий. 12. Поэтому большинство профессиональных репетиторов предпочитают давать индивидуальные уроки. 13. Если человек говорит, что проводит также групповые занятия, — это повод задуматься. 14. Возможно, что за качество своих услуг такой преподаватель не отвечает», — поясняет Елена П., репетитор по химии с 25-летним стажем.
А29. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений НЕ соответствуют его содержанию:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Разноаспектный анализ текста.
Цель задания — определить степень внимательности и навыки абитуриента вдумчиво читать текст, анализировать его содержание и выделять главное.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Разноаспектный анализ текста. Функциональные стили речи. Типы речи.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7 и 8 предложения текста:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении:
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Культура речи. Лексика.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
Часть В
В1. От качественного прилагательного в предложении 6 образуйте краткую форму мужского рода и запишите ее в область ответов.
(В предложении 6 есть только одно качественное прилагательное -- широкий. Краткая форма -- широк)
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Имя прилагательное.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
Любой сборник тестовых заданий, где есть задания по морфологии прилагательного. Как наиболее популярный вариант: Авторы О.Е.Горбацевич, Т.В.Ратько. "Русский язык. Тематический тренажер. Фонетика. Графика. Состав слова. Словообразование. Морфология. Для подготовки к централизованному тестированию". Минск, Издательство "Аверсэв", любого года издания (2006г. - 2013 г.). Упражнения на стр. 39 - 42.
____________________________________________________________________________________
В2. Найдите в предложении №8 словосочетание с подчинительной связью согласование. Выпишите из него зависимое слово в область ответов в именительном падеже.
Ответ: ваш
Словосочетание с видом подчинительной связи согласование - вашего репетитора (главное и зависимое слова согласованы в роде, числе и падеже).
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Синтаксис. Словосочетание. Виды связи в словосочетании.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание В2.
____________________________________________________________________________________
В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 2-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Ответ: Выделенное слово -- краткое причастие, которое всегда в предложении выступает в роли именной части составного именного сказуемого!
Кроме того, можно проверить так: Интернет (был/будет) наполнен...
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Синтаксис. Двусоставное предложение. Члены предложения. Сказуемое.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание В3.
____________________________________________________________________________________
В4. Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и, исправив ошибку, запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
Выпускников школ ожидает нелегкое время: первый летний месяц им придётся посветить экзаменам.
Ответ: ошибка допущена в слове "посвЯтить", так как оно употреблено в значении "Отвести время под какую-либо деятельность, занятие, проблемы и т.п.(т.е. сделать это занятие для себя свЯтым). Похожие примеры: Посвятить все силы борьбе за мир. Посвятить свою жизнь искусству".
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание гласных в корне
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А1.
____________________________________________________________________________________
В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. перепланировка Б. какой-то В. заливисто Г. сверхудачный Д. заселение |
1. приставочный 2. суффиксальный 3. постфиксальный |
Ответ:
А. перепланировка образовано суффиксальным способом при помощи -К- от глагола перепланировать
Б. какой-то образовано постфиксальным способом при помощи -ТО от местоимения какой
В. заливисто образовано суффиксальным способом при помощи -О- от прилагательного заливистый
Г. сверхудачный образовано приставочным способом при помощи СВЕРХ- от прилагательного удачный
Д. заселение образовано суффиксальным способом при помощи -ЕНИЙ- от глагола заселить
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Состав слова. Словообразование.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
____________________________________________________________________________________
В6. Установите соответствие между столбцами таблицы, определив, одна или две буквы Н пишется на месте пропуска:
А. Все лошади были подкованы (что сделаны?) местным кузнецом. Ответ: Краткое причастие всегда пишется с одной Н 5 |
1. Две буквы Н пишется в полном страдательном причастии — форме глагола совершенного вида. |
Б. Сломанная скамья испортила весь вид во дворе нового дома. _________________________________________ Ответ: Скамья (какая?) сломанная - полное причастие, образованное от глагола совершенного вида сломать (что сделать?) - НН! 1 |
2. Две Н пишется в наречии, образованном от прилагательного с двумя Н. |
В. Девушка испуганно глядела на нас. _________________________________________ Ответ: Девушка глядела (как?) испуганно - наречие, образованное от причастия испуганный, в котором пишется НН. 2 |
3. Две Н пишется в кратком прилагательном, образованном от полного прилагательного с двумя Н. |
Г. Злодеи, как правило, недалёки и ограниченны. _________________________________________ Ответ: Злодеи (каковы?) недалёки и (каковы?) ограниченны. Краткое прилагательное, образованное от полного прилагательного с НН - ограниченный 3 |
4. Две Н пишется в полном прилагательном, образованном от существительного с производящей основой на Н. |
Д. Во время конкурса он продемонстрировал недюжинную силу. _________________________________________ Ответ: силу (какую?) недюжинную - полное прилагательное, образованное от существительного дюжина, основа которого заканчивается на Н. (+ суффикс Н). 4 |
5. Одна буква Н пишется в страдательном причастии, употребленном в краткой форме. |
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание суффиксов -НН-/-Н- в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
___________________________________________________________________________________
В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Вчера я наконец узнал, что дедовскую тетрадь Данька старательно спрятал. _________________________________________ Ответ: узнал (когда?) наконец - наречие 2 |
1. Союз |
Б. Гришка ждал, когда за стеной начнут играть на пианино. _________________________________________ Ответ: начнут играть (когда?) когда - союзное слово, выраженное наречием, - средство связи главной части (Гришка ждал) и придаточной (когда стеной начнут играть на пианино) в составе СПП. 2 |
2. Наречие |
В. Дом, который построили в 2013 году, оказался подведомственным МВД. ________________________________________ Ответ: Построили (кого? что?) который - союзное слово, выраженное местоимением, - средство связи главной части (Дом... оказался подведомственным МВД) и придаточной (который построили в 2013 году) в составе СПП. 3 |
3. Местоимение |
Г. Пока мы шли к деревне, солнце спряталось за горизонт. ________________________________________ Ответ: Слово пока выступает в роли средства связи главной части (солнце спряталось за горизонт) и придаточной (пока мы шли к деревне) части в составе СПП, на вопрос самостоятельно не отвечает, вывод: это подчинительный союз 1 |
4. Частица |
Д. В школе все решили, что собрание актива все-таки надо провести. __________________________________________ Ответ: слово все-таки в данном предложении на вопрос не отвечает, средством связи слов между собой либо простых предложений в составе сложного не является, легко удаляется из предложения, выполняет только смысловую функцию, вывод: модальная частица 4 |
|
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Наречие. Союз. Предлог. Частица.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
___________________________________________________________________________________
В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками:
А. Часто не веришь тому, что можно сделать то, что чудится воображению. __________________________________________ Ответ: Часто не веришь тому (чему?), что можно сделать то (какое?), что чудится воображению. Вопросы задаются последовательно от одного простого предложения к следующему, части связаны при помощи подчинительных союзов. Вывод: 4 |
1. Простое осложненное предложение |
Б. Николай проснулся, когда за окном уже пели птицы и ярко светило солнце. __________________________________________ Ответ: Николай проснулся (когда?), когда за окном уже пели птицы и (когда?) ярко светило солнце. Придаточные части (за окном уже пели птицы)и (ярко светило солнце) отвечают на один вопрос и соотносятся к одной главной части (Николай проснулся). Вывод: 5 |
2. Сложное бессоюзное предложение |
В. Здесь, как рассказал киновед, снимался фильм "Москва слезам не верит". __________________________________________ Ответ: (кто? что?) фильм (подлежащее) (что делал?) снимался (сказуемое) - грамматическая основа. Просто предложение осложнено вводным предложением (Как рассказал киновед) и приложением "Москва слезам не верит". Вывод: 1 |
3. Сложносочиненное предложение |
Г. Пшеницу в этом году уже посеяли, кукурузу же, более теплолюбивую культуру, надо сеять гораздо позже. __________________________________________ Ответ: простые предложения (Пшеницу в этом году уже посеяли) и(кукурузу же, более теплолюбивую культуру, надо сеять гораздо позже) соединены сочинительным союзом ЖЕ в значении А. Вывод: 3
|
4. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей |
|
5. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных частей |
|
6. Сложное предложение с разными видами связи |
Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Синтаксис. Простое предложение. Виды осложнения простого предложения. Сложное предложение. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении.
Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:
___________________________________________________________________________________
Желаю всем удачи на ЦТ и успешного поступления!