КОММЕНТАРИИ К ОТВЕТАМ. СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Вариант 1.

 

Часть А

 

А1. Пишется "А" на месте пропуска в словах:

  1. угождать (проверочное слово -- в угоду)
  2. творец (в корне с чередующейся гласной твор/твар в позиции без ударения пишется О)
  3. раздразнить (проверочное слово -- дразнит)
  4. касательная (в корне с чередующейся гласной кос/кас пишется А, если за корнем есть суффикс А)
  5. приласкать щенка (проверочное слово -- ласка)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание гласных в корне

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А1.

___________________________________________________________________________________

А2. Пишется "Е" на месте всех пропусков в рядах:

  1. приоткрыть дверь (значение слова - "неполное действие", пишется при); укрепить стену (проверочное слово -- крепкий)
  2. преследовать кого-либо (значение слова - переходить из следа в след за кем-либо, пере=пре); перестелить кровать (в корне с чередующейся гласной стел/стил пишется И, если за корнем есть суффикс А. Если нет — пишется Е).
  3. разрядить обстановку (проверочное слово -- разряд); зажигать свечи (в корне с чередующейся гласной жег/жиг пишется И, если за корнем есть суффикс А. Если нет - пишется Е).
  4. замереть от восторга (в корне с чередующейся гласной мер/мир пишется И, если за корнем есть суффикс А. Если нет — пишется Е), развеваться на ветру (проверочное слово -- веять)
  5. преступный план (проверка -- переступить через закон, пере=пре), невыносимое угнетение (проверочное слово - гнёт).

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание приставок пре-при. Правописание гласных в корне

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А2.

_____________________________________________________________________________________

А3. Двойные согласные пишутся в словах:

  1. длинная галерея (словарное слово)
  2. интересная дискуссия (словарное слово)
  3. дилер компании (словарное слово)
  4. рассчитанный вручную (рас+считать)
  5. белорусский товар (белорус+ суффикс -ск-)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Двойные согласные в корне. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание приставок.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А3.

_____________________________________________________________________________________

 

А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:

  1. боровичок (после шипящего суффикс существительного стоит под ударением)
  2. дешёвый товар (проверочное слово -- дешевле)
  3. холщовый (корень холст + суффикс ов - под ударением)
  4. зажёгший свечу (в суффиксах причастий О после шипящих не пишется)
  5. дирижёр (в рус. яз. у сущ. нет суффикса -ОР-, есть только -ЁР-. Другие примеры: суфлёр, тренажёр, ухажёр и пр.)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание гласных после шипящих и "Ц" в окончаниях и суффиксах. Гласные после шипящих. Гласные О-Ё после шипящих в корне.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А4.

_____________________________________________________________________________________

 

А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

  1. акация, дезинфекция
  2.  вьюга, упал навзничь
  3. съемка фильма, хлеб горяч
  4. разыграть, предыюньский
  5. пединститут, эти гонцы

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Гласные И-Ы после приставок. Гласные после Ц. Употребление Ь и Ъ.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А5.

_____________________________________________________________________________________

 

А6. Пишется «И» на месте всех пропусков в рядах:

  1. вишенка (суффикс ЕНК), о счастье (сущ. 2 скл., заканчивающиеся на ЬЕ в нач. форме. В Пр. пад. заканчивается на ЬЕ)
  2. морозец (суф. -ЕЦ- пишется в сущ. мужского рода), увесистый (суффикс прилагательного -ИСТ- пишется с И)
  3. завалинка (сущ. пишется с И, т.к. образовано от сущ. завалина); отдать все Марии (сущ., заканчивающиеся на ИЯ в нач. форме, в Дат. пад. (кому? чему?) заканчивается на ИИ)
  4. с открывшимися возможностями; на взморье (сущ., заканчивающиеся на ЬЕ в нач. форме, в Пр. пад. заканчивается на ЬЕ)
  5. кузнечик (суф. -ИК-/-ЕК-), доверчивый (суффикс ЧИВ прилагательного)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов существительных.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А6.

_____________________________________________________________________________________

 

А7. Пишется «А/Я» на месте пропуска в примерах:

  1. дремлют кони (1 спряжение); тающие снега (1 спряжение)
  2. они клеят тетради (2 спряжение); обидевшийся на друга (в причастиях перед суф. -ВШ- сохраняется гласная, пишущаяся в начальной форме глагола перед -ТЬ-).
  3. выкачанная вода (от формы выкачАть); пристрелянная (от формы пристрелЯть) мушка ружья
  4. выкаченная тачка (от формы выкатИть); плотно покушав (от формы покушАть)
  5. чинящий (2 спряжение) шкаф столяр; разорванная (от формы разорвАть) страница

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Глагол. Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. Правописание суффиксов причастия и деепричастия.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А7.

_____________________________________________________________________________________

 

А8. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:

  1. не думая (деепричастие с НЕ пишется раздельно) о последствиях; не должен (краткое прилагат., которое с НЕ пишется раздельно) говорить об этом
  2.  небольшая (можно заменить синонимом - маленькая), но яркая картина; свет не выключен (краткое причастие пишется с НЕ раздельно)
  3. еще не законченная (полное причастие, при котором есть зависимое слово -- еще) работа; абсолютно недисциплинированный (прилагательное, которое можно заменить синонимом - рассеянный, нарушающий порядок) ученик
  4. незавитые (полное причастие без зависимых слов) локоны; несдержанный (прилагательное, которое можно заменить синонимом - взрывной) характер
  5. выглядеть не хуже (наречие в форме простой сравнительной степени пишется с НЕ раздельно) других; подписал (как?) не читая (в роли наречия выступает деепричастие, которое с НЕ пишется раздельно)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание НЕ с самостоятельными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и его особыми формами (причастием, деепричастием), наречием.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А8.

_____________________________________________________________________________________

 

А9. Пишется «НЕ» на месте пропусков:

Родственники ни(1)разу не(2) были в гостях у Андрея, хотя он не(3) раз приглашал их. Куда ни(4) глянь, повсюду видны признаки прихода весны. Кто только не (5) ругал Татьяну за принятие поспешного решения!

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание и употребление частицы НИ. Правописание и употребление частицы НИ

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А9.

_____________________________________________________________________________________

 

А10. Пишутся через дефис слова:

  1. многоотраслевое (это прилагательное образовано от словосочетания, поэтому пишется слитно) хозяйство
  2. крест-накрест (наречие состоит из повторяющейся основы, поэтому пишется через дефис)
  3. бортинженер (все сложные сущ. с корнем БОРТ пишутся слитно)
  4. нью-йоркские улицы (это прилагательное пишется через дефис, т.к. оно образовано от сложного сущ., пишущегося через дефис, - "Нью-Йорк")
  5. по-европейски (наречие, в котором выделяются приставка ПО- и суф. -И-)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Правописание наречий.

 

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А10.

_____________________________________________________________________________________

 

А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

1)         Сегодня тоже будет дождь (выделенное слово - сочинительный союз в значении "также", "и")

2)         Комната уже имела не такой мрачный вид, как накануне (пишется слитно, т.к. выделенное слово - наречие, отвечающее на вопрос когда?, словарное слово)

3)         Вследствие затяжного дождя дальний поход перенесли на воскресенье (выделенное слово - предлог, который пишется слитно)

4)         В начале ноября ожидаются заморозки (пишется раздельно, т.к. выделенное сочетание - наречное выражение, где при существительном "начало" есть зависимое слово: "начале (чего?) ноября")

5)         В дали степной отчетливо просматривались силуэты исторической постройки XVIII века (пишется раздельно, т.к. выделенное сочетание - наречное выражение, где при существительном "даль" есть зависимое слово: "дали (какой?) степной")

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание наречий. Правописание союзов. Правописание предлогов.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А11.

_____________________________________________________________________________________

 

А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

1.         Свет звезды как первая слеза (подлежащее СВЕТ, сказуемое СЛЕЗА. Тире не ставится, если перед сказуемым есть КАК)

2.         Жизнь без правды не жизнь, а мучительное существование. (подлежащее ЖИЗНЬ, сказуемое НЕ ЖИЗНЬ. Тире не ставится, если перед сказуемым есть НЕ)

3.         Друга спасти — высшая честь. (подлежащее СПАСТИ, выраженное инфинитивом; сказуемое ЧЕСТЬ, выраженное сущ. в Им. падеже. Тире ставится)

4.         Теперь уже ничего: ни гор, ни неба, ни земли — не было видно (тире ставится, так как обобщающее слово НИЧЕГО стоит до однородных членов ни гор, ни неба, ни земли, после которых предложение не закончено, а продолжается словами "не было видно").

5.         Юмор есть остроумие глубокого чувства (подлежащее ЮМОР, выраженное сущ. в Им. падеже, сказуемое ОСТРОУМИЕ, выраженное сущ. в Им. падеже. Тире не ставится, если перед сказуемым стоит слово ЕСТЬ)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008 год, задание А13. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.

_____________________________________________________________________________________

 

А13. В каких предложениях расстановка знаков препинания соответствует приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)?

[…,|деепричастный оборот|,...].

  1. Никита спрыгнул с крыльца и сломя голову помчался догонять друга (мчаться сломя голову - устойчивое выражение, запятыми не выделяется)
  2. Город, окутанный мглистым утренним воздухом, слабо серебрился под крылом самолета. (окутанный мглистым утренним воздухом - обособленный причастный оборот)
  3. Чайки бродят по отмели, раскрыв клювы, и лишь изредка хрипло вскрикивают. (предложение соответствует схеме)
  4. Готовые ювелирные изделия, сделанные по эскизам все того же неугомонного художника-камнереза, сверкали на черном бархате (сделанные по эскизам все того же неугомонного художника-камнереза - обособленный причастный оборот)
  5. Инженер, быстро набрав большой букет цветов, стал пробираться к дороге. (предложение соответствует схеме)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2012 год, задание А13.

_____________________________________________________________________________________

 

А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

  1. В дороге нас, однако, ожидали приятные сюрпризы. (вводное)
  2. Женя вряд ли бы могла сделать это еще раз. (выделенное слово -- частица)
  3. Она, кажется, стремилась достичь невозможного. (вводное)
  4. По мнению руководства, данное решение будет единственно верным. (вводное)
  5. Отрицательное воздействие экологических факторов на здоровье человека несомненно. (выделенное слово -- часть сказуемого, выраженная кратким прилагательным)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных членами предложения. Вводные слова и предложения.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А14. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.

 

_____________________________________________________________________________________

 

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Мой спутник признался, что никто и нигде не видел такого множества дичи, и добавил, что эти места великолепны для охоты и отдыха туристов. (на месте 2 пропуска запятая не ставится, т.к. одиночный союз И соединяет 2 однородных обстоятельства: никто и нигде)
  2. Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне спину, и руки, и ноги, и лицо. (на месте 1 пропуска запятая не ставится, т.к. одиночный союз И соединяет 2 однородных сказуемых: стояло и жгло)
  3. Ветер утих, и у нас наконец появилась возможность прогуляться у моря, и мы ею с удовольствием воспользовались. (запятая ставится на месте всех пропусков)
  4. В том месте был непролазный бурелом, и членистые стебли хвоща, заметные издалека, казались нам отсюда посохами из египетского орнамента. (запятая ставится на месте всех пропусков)
  5. Вскоре после восхода набежала туча и подул резкий ветер. (перед И запятая не нужна, так как у простых предложений есть общее обстоятельство - Вскоре после восхода)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008, 2010 г., задание А16.

_____________________________________________________________________________________

 

А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1.   Ополченцы принесли Андрея к лесу, где стояли фуры и где располагался перевязочный пункт. (знаки препинания расставлены верно: перед подчинительным союзом ГДЕ, разделяющим главную часть (Ополченцы принесли Андрея к лесу) и две придаточные части (где стояли фуры и где располагался перевязочный пункт) запятая нужна; перед одиночным союзом И, соединяющим две однородные придаточные части данного СПП, запятая не нужна).

2.   Ростоцкому было так неловко и неприятно с Борисом, что когда после ужина гость заглянул к нему, то он притворился спящим. (знаки препинания расставлены неверно: на стыке союзов ЧТО-КОГДА запятая не нужна, т.к. далее в предложении есть вторая часть союза -- ТО)

3.   Когда Пьер уехал и сошлись вместе все, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает, все говорили про него одно только хорошее. (знаки препинания расставлены верно: перед одиночным союзом И, соединяющим две однородные придаточные части (Когда Пьер уехал) и (сошлись вместе все) запятая не нужна; перед местоимением ЕГО и после глагола СУДИТЬ запятые нужны, так как они выделяют главную часть (его стали судить); следующая придаточная часть (как это всегда бывает после отъезда нового человека) выделена запятыми верно; следующая придаточная часть (как это редко бывает) выделена запятыми верно; союз И соединяет два предложения (его стали судить) и (все говорили про него одно только хорошее).

4.   К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. (знаки препинания расставлены верно: перед И запятая не нужна, так как у двух простых предложений (дождь перестал) и (ветер начал заметно стихать), соединенных этим союзом, есть общее обстоятельство - К концу дня)

5.   Прошло несколько лет, и обстоятельства привели его на то самое место. (знаки препинания расставлены неверно: союз И соединяет два простых предложения без общих второстепенных членов (Прошло несколько лет) и (обстоятельства привели его на то самое место), поэтому перед ним следует поставить запятую.

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация. Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008 г. - задание А17, 2013 г. и 2012 г., задание А16. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.

_____________________________________________________________________________________

 

А17. Укажите бессоюзные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как между частями складываются изъяснительные отношения:

 

  1. Петр точно знал: (о чем?) впереди его ждут новые встречи с Евгенией. Между частями складываются изъяснительные отношения, можно подставить союз что.
  2. Из иллюминатора открывалась чудная картина: (а именно?) под крылом самолета медленно проплывали то горы, то бескрайние очертания береговой линии моря. Во втором предложении содержится пояснение.
  3. Говорить не хотелось: (почему? - потому что) шум мотора не переставая заглушал голоса. Во втором предложении содержится причина, основание.
  4. Кирилл поднял глаза кверху: (здесь можно подставить сочетание "и увидел, что") над лесом сияло жаркое летнее солнце. Между частями складываются изъяснительные отношения.
  5. Солнце дымное встает — (здесь можно подставить союз поэтому) будет день горячий. Во второй части сообщается следствие.

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

_____________________________________________________________________________________

 

А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

1.   «Мы обязательно встретимся с тобой, — сказал Петр с радостью, — нам благоволит сама судьба». (правильно)

2.   По словам А.П. Чехова: (вместо : нужна ,) «Праздная жизнь не может быть чистой».

3.   Академик М.В. Нечкина считает, что «жены декабристов вникли в причины ссылки мужей». (правильно)

4.   — Разобьет сейчас волна наше суденышко, — с испугом в глазах промолвила Марина. (правильно)

5.   «Покажись мне, верный друг, — попросила Аленушка: (вместо : нужна ,) — Я хочу тебя видеть».

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Знаки препинания при прямой речи. Правила оформления чужой речи.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание А18. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.

_____________________________________________________________________________________

 

А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

1. Здесь горожане проводили как карнавалы, так и спортивные мероприятия. Перед КАК запятая не ставится. Чтобы убедиться, КАК-ТАК можно мысленно опустить.

2. Чувство влюбленности налетает внезапно, как порыв ветра. Оборот обособить запятыми надо, так как в данном предложении использован сравнительный оборот с КАК (сравниваются чувство влюбленности и порыв ветра по признаку внезапности).

3. Он был известен (в качестве, в роли) как лучший стоматолог города. Запятая не ставится

4. Море как молоко в этот вечер. Подлежащее - МОРЕ. Именное сказуемое - КАК МОЛОКО. Между главными членами предложения одна запятая не ставится.

5. Мама, как утверждал врач, правильно определила симптомы болезни Гриньки. Запятой нужно выделить вводное предложение КАК УТВЕРЖДАЛ ВРАЧ.

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация в предложении со сравнительными оборотами. Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание А19. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.

_____________________________________________________________________________________

 

А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Случалось, (1) что Вальке влетало от отца за какие-нибудь проделки, но (2) если он и ругал сына всерьез, (3) то вскоре отходил и успокаивался, (4) а Вальке становилось нестерпимо стыдно: (5) он уважал отца и не хотел доставлять ему огорчения.

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Пунктуация в сложноподчиненном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание А20. Похожие задание обязательно есть в тестах всех лет.

____________________________________________________________________________________

 

А21. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных звуков:

 

  1. разнести - в этом слове ассимиляция не происходит
  2. затяжка затя(шк)а - оглушение
  3. морковь морко(фь) -оглушение
  4. сдавай (з)давай -озвончение
  5. всплеск (ф)сплеск -оглушение

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Фонетика. Ассимиляция (оглушение и озвончение) согласных звуков.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2009 г. - задание В1.

____________________________________________________________________________________

 

 

А22. Синонимами к фразеологизму Вавилонское столпотворение являются выражения:

 

  1. Крайний беспорядок
  2. Огромное скопление людей
  3. Суматоха
  4. Невыносимый шум
  5. Организованная группа людей

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Фразеология. Значение фразеологизмов, их употребление в современной речи.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А23. Укажите слова, которые разделены на морфемы правильно:

  1. гор-ис-т-ый (правильно: гор-ист-ый)
  2. по-муж-ск-и (правильно)
  3. дет-оч-к-а (правильно)
  4. по-сад-к-а (правильно)
  5. горош-инк-а (правильно: горош-ин-к-а)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Состав слова

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

___________________________________________________________________________________

 

А24. Какие морфологические и синтаксические признаки соответствуют выделенному в предложении слову:

Нам открылась живописная панорама гористой местности.

 

  1. нач. форма - открываться (правильно: открыться)
  2. совершенный вид (что сделала? открылась. Правильно)
  3. переходный (неправильно: от данного глагола нельзя поставить вопрос В.п. без предлога - кого? что?, т.е. открылась кого? что?. Следовательно, глагол непереходный)
  4. в форме изъявительного наклонения (правильно)
  5. в форме 3 лица (глагол употреблен в форме прошедшего времени!!! а значит, не изменяется по лицам, поэтому данную грамматическую категорию определить нельзя)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Глагол.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А25. Правильными являются утверждения:

  1. Глаголы, не имеющие постфикса СЯ(СЬ), в русском языке называются невозвратными. (Правильно)
  2. Имена существительные не изменяются по родам. (Правильно)
  3. Деепричастие обмыв является формой глагола обмывать. (Неправильно. Данная форма образована от глагола обмыть)
  4. От глагола смотреть нельзя образовать форму страдательного причастия настоящего времени. (Правильно, так как формы смотримый -- не существует!)
  5. В предложении «Сегодня, вопреки прогнозам, нет ни капли дождя» нет сказуемого. (Неправильно. В этом односоставном безличном предложении в роли сказуемого выступает слово нет).

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Включены вопросы по всему учебному курсу русского языка.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Полный сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2008 г. — 2012 г.- задания А28- А29.

____________________________________________________________________________________

 

А26 Речевые нормы нарушены в предложениях:

  1. Результат первой игры сборной страны на чемпионате мира по хоккею очень разочаровал ее болельщиков. (Правильно)
  2. Для пошива курток используют практические материалы. (Ошибка: произошла подмена паронимов, вместо прилаг. практичные использовано прилаг. практические)
  3. Повсюду стояли предназначенные стулья для гостей. (Ошибка: причастный оборот разделен словом, от которого к нему ставится вопрос: стулья (какие?) предназначенные для гостей. Надо: Повсюду стояли стулья, предназначенные для гостей.)
  4. Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать собственную точку зрения. (Правильно)
  5. Следует задать вопрос ребром. (Ошибка: неправильно употреблено устойчивое словосочетание. Правильно: поставить вопрос ребром)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Стилистика. Культура речи. Ошибки словоупотребления. Синтаксические нормы.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:

  1. трое подруг (Ошибка: собирательные числительные не сочетаются с сущ. женского рода, искл. - двое)
  2. много поверий (Правильно)
  3. выглядела более моложе (Ошибка. Правильно -- моложе)
  4. более пятиста брошюр (Ошибка. Правильно -- пятисот)
  5. дети надели пижамы (Правильно)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Культура речи. Морфологические нормы. Речевые нормы.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. Заходя в магазин или на рынок, чтобы купить продукты, мы часто думаем не только о стоимости, но и о качестве товаров. (Правильно)
  2. На диске были записаны песни, сочиненные автором за последний год, который мы приобрели. (Ошибка: придаточная часть /который мы приобрели/ стоит не на своем месте в предложении. Надо: На диске, который мы приобрели, были записаны песни, сочиненные автором за последний год.)
  3. Сотрудники нашей фирмы уходят в отпуск не только летом, но и зимой. (Правильно)
  4. Автор изобразил в повести запоминающиеся образы героев Великой Отечественной войны. (Ошибка: в одном предложении использовано два однокоренных слова).
  5. Ведущий след к палатке был едва виден. (Ошибка: причастный оборот ведущий к палатке разделен словом, от которого к нему ставится вопрос: След (какой?) ведущий к палатке. Надо: След, ведущий к палатке, был едва виде. Или: Ведущий к палатке след был едва виден.)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Стилистика. Культура речи. Речевые нормы. Синтаксические нормы.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

 

Текст к заданиям А29 – А32 и В1 – В4

1. Если вы уже определились с учебным заведением для вашего ребенка, не теряйте времени и ищите наследнику толкового репетитора. 2. Интернет наполнен всевозможными предложениями образовательных услуг. 3. Вы без труда можете найти специалиста по любому предмету: от высшей математики и китайского языка до вышивания крестиком. 4. Но как отличить настоящего профессионала, который сможет дать вашему ребенку необходимые знания, от жаждущего денег недоучки?

5. Неопытных преподавателей очень легко выявить. 6. Это в первую очередь те, кто предлагает невероятно широкий спектр услуг: от дошкольного образования до занятий со студентами. 7. Основной показатель оценки качества преподавателя — высокий процент поступивших среди его бывших учеников. 8. Однако оценивать степень квалификации вашего репетитора вам придется самостоятельно.

9. Если вы нанимаете преподавателя, не следуя при этом советам знакомых, у вас есть возможность оценить уровень его квалификации. 10. В первую очередь выясните всё о педагогическом опыте преподавателя, поскольку даже самый высококлассный специалист может быть просто не способен объяснить предмет ребенку либо не понимать требований вступительного испытания.

11. «Практика показывает, что индивидуальный подход к ученику обеспечивает 80% успеха занятий. 12. Поэтому большинство профессиональных репетиторов предпочитают давать индивидуальные уроки. 13. Если человек говорит, что проводит также групповые занятия, — это повод задуматься. 14. Возможно, что за качество своих услуг такой преподаватель не отвечает», — поясняет Елена П., репетитор по химии с 25-летним стажем.

 

А29. Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений НЕ соответствуют его содержанию:

  1. найти специалиста по любому предмету сегодня можно без труда (соответствует и отражено в предложении 3)
  2. индивидуальный подход к ученику обеспечивает большой процент успеха занятий (соответствует и отражено в предложениях 11, 12)
  3. показатель качества преподавателя — это высокий процент поступивших среди его бывших учеников (соответствует и отражено в предложении 7)
  4. групповые занятия — это гарантия качества преподавания репетитора (не соответствует содержанию текста)
  5. оценивать степень квалификации репетитора вам придется самостоятельно (соответствует и отражено в предложении 8)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Разноаспектный анализ текста.

Цель задания — определить степень внимательности и навыки абитуриента вдумчиво читать текст, анализировать его содержание и выделять главное.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

  1. Научный стиль речи;
  2. Публицистический стиль речи; (Правильно)
  3. Тип речи – повествование с элементами описания;
  4. Тип речи – рассуждение (Правильно)
  5. Задача речи – убедить читателей в том, что подходить к вопросу выбора репетитора для ребенка необходимо обдуманно, с учетом многих показателей, подтверждающих компетентность и квалификацию преподавателя. (Правильно)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Разноаспектный анализ текста. Функциональные стили речи. Типы речи.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7 и 8 предложения текста:

  1. Местоимение (Нет)
  2. Синонимическая замена (синонимы - репетитора / преподавателя)
  3. Лексический повтор (Нет)
  4. Одинаковый порядок слов (Нет)
  5. Союз (Однако)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Разноаспектный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении:

  1. употреблено в значении "дилетантский" (Неправильно)
  2. употреблено в значении "очень хороший"
  3. синоним - эмпирический (Неправильно)
  4. синоним - "высокопрофессиональный"
  5. антоним - "малоопытный"

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Культура речи. Лексика.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

 

Часть В

 

В1. От качественного прилагательного в предложении 6 образуйте краткую форму мужского рода и запишите ее в область ответов.

(В предложении 6 есть только одно качественное прилагательное -- широкий. Краткая форма -- широк)

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Имя прилагательное.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

Любой сборник тестовых заданий, где есть задания по морфологии прилагательного. Как наиболее популярный вариант: Авторы О.Е.Горбацевич, Т.В.Ратько. "Русский язык. Тематический тренажер. Фонетика. Графика. Состав слова. Словообразование. Морфология. Для подготовки к централизованному тестированию". Минск, Издательство "Аверсэв", любого года издания (2006г. - 2013 г.). Упражнения на стр. 39 - 42.

____________________________________________________________________________________

 

В2. Найдите в предложении №8 словосочетание с подчинительной связью согласование. Выпишите из него зависимое слово в область ответов в именительном падеже.

 

Ответ: ваш

Словосочетание с видом подчинительной связи согласование - вашего репетитора (главное и зависимое слова согласованы в роде, числе и падеже).

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Синтаксис. Словосочетание. Виды связи в словосочетании.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание В2.

____________________________________________________________________________________

 

В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 2-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

 

Ответ: Выделенное слово -- краткое причастие, которое всегда в предложении выступает в роли именной части составного именного сказуемого!

Кроме того, можно проверить так: Интернет (был/будет) наполнен...

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Синтаксис. Двусоставное предложение. Члены предложения. Сказуемое.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г. Тесты 2013 г. - задание В3.

____________________________________________________________________________________

 

В4. Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и, исправив ошибку, запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в предложении.

 

Выпускников школ ожидает нелегкое время: первый летний месяц им придётся посветить экзаменам.

 

Ответ: ошибка допущена в слове "посвЯтить", так как оно употреблено в значении "Отвести время под какую-либо деятельность, занятие, проблемы и т.п.(т.е. сделать это занятие для себя свЯтым). Похожие примеры: Посвятить все силы борьбе за мир. Посвятить свою жизнь искусству".

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание гласных в корне

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

РИКЗ. "Централизованное  тестирование. Русский язык. Сборник тестов". Издательство "Аверсэв", 2013 г., задание А1.

____________________________________________________________________________________

 

В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

 

А. перепланировка

Б. какой-то

В. заливисто

Г. сверхудачный

Д. заселение

1. приставочный

2. суффиксальный

3. постфиксальный

 

Ответ:

А. перепланировка образовано суффиксальным способом при помощи - от глагола перепланировать

Б. какой-то образовано постфиксальным способом при помощи -ТО  от местоимения какой

В. заливисто образовано суффиксальным способом при помощи -О- от прилагательного заливистый

Г. сверхудачный образовано приставочным способом при помощи СВЕРХ- от прилагательного удачный

Д. заселение образовано суффиксальным способом при помощи -ЕНИЙ- от глагола заселить

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Состав слова. Словообразование.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

____________________________________________________________________________________

 

В6. Установите соответствие между столбцами таблицы, определив, одна или две буквы Н пишется на месте пропуска:

А. Все лошади были подкованы (что сделаны?) местным кузнецом.

Ответ: Краткое причастие всегда пишется с одной Н

5

1. Две буквы Н пишется в полном страдательном причастии — форме глагола совершенного вида.

Б. Сломанная скамья испортила весь вид во дворе нового дома.

_________________________________________

Ответ: Скамья (какая?) сломанная - полное причастие, образованное от глагола совершенного вида сломать (что сделать?) - НН!

1

2. Две Н пишется в наречии, образованном от прилагательного с двумя Н.

В. Девушка испуганно глядела на нас.

_________________________________________

Ответ: Девушка глядела (как?) испуганно - наречие, образованное от причастия испуганный, в котором пишется НН.

2

3. Две Н пишется в кратком прилагательном, образованном от полного прилагательного с двумя Н.

Г. Злодеи, как правило, недалёки и ограниченны.

_________________________________________

Ответ: Злодеи (каковы?) недалёки и (каковы?) ограниченны. Краткое прилагательное, образованное от полного прилагательного с НН - ограниченный

3

4. Две Н пишется в полном прилагательном, образованном от существительного с производящей основой на Н.

Д. Во время конкурса он продемонстрировал недюжинную силу.

_________________________________________

Ответ: силу (какую?) недюжинную - полное прилагательное, образованное от существительного дюжина, основа которого заканчивается на Н. (+ суффикс Н).

4

5. Одна буква Н пишется в страдательном причастии, употребленном в краткой форме.

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Правописание суффиксов -НН-/-Н- в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

___________________________________________________________________________________

 

В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова и установите соответствие между столбцами таблицы:

 

А. Вчера я наконец узнал, что дедовскую тетрадь Данька старательно спрятал.

_________________________________________

Ответ: узнал (когда?) наконец - наречие

2

1. Союз

Б. Гришка ждал, когда за стеной начнут играть на пианино.

_________________________________________

Ответ: начнут играть (когда?) когда - союзное слово, выраженное наречием, -  средство связи главной части (Гришка ждал) и придаточной (когда стеной начнут играть на пианино) в составе СПП.

2

2. Наречие

В. Дом, который построили в 2013 году, оказался подведомственным МВД.

________________________________________

Ответ: Построили (кого? что?) который - союзное слово, выраженное местоимением, -  средство связи главной части (Дом... оказался подведомственным МВД) и придаточной (который построили в 2013 году) в составе СПП.

3

3. Местоимение

Г. Пока мы шли к деревне, солнце спряталось за горизонт.

________________________________________

Ответ: Слово пока выступает в роли средства связи главной части (солнце спряталось за горизонт) и придаточной (пока мы шли к деревне) части в составе СПП, на вопрос самостоятельно не отвечает, вывод: это подчинительный союз

1

4. Частица

Д. В школе все решили, что собрание актива все-таки надо провести.

__________________________________________

Ответ: слово все-таки в данном предложении на вопрос не отвечает, средством связи слов между собой либо простых предложений в составе сложного не является, легко удаляется из предложения, выполняет только смысловую функцию, вывод: модальная частица

4

 

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Морфология. Наречие. Союз. Предлог. Частица.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

___________________________________________________________________________________

 

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками:

 

А. Часто не веришь тому, что можно сделать то, что чудится воображению.

__________________________________________

Ответ: Часто не веришь тому (чему?), что можно сделать то (какое?), что чудится воображению.

Вопросы задаются последовательно от одного простого предложения к следующему, части связаны при помощи подчинительных союзов. Вывод: 4

1. Простое осложненное предложение

Б. Николай проснулся, когда за окном уже пели птицы и ярко светило солнце.

__________________________________________

Ответ: Николай проснулся (когда?), когда за окном уже пели птицы и (когда?) ярко светило солнце.

Придаточные части (за окном уже пели птицы)и (ярко светило солнце) отвечают на один вопрос и соотносятся к одной главной части (Николай проснулся).

Вывод: 5

2. Сложное бессоюзное предложение

В. Здесь, как рассказал киновед, снимался фильм "Москва слезам не верит".

__________________________________________

Ответ: (кто? что?) фильм (подлежащее) (что делал?) снимался (сказуемое) - грамматическая основа. Просто предложение осложнено вводным предложениемак рассказал киновед) и приложением "Москва слезам не верит".

Вывод: 1

3. Сложносочиненное предложение

Г. Пшеницу в этом году уже посеяли, кукурузу же, более теплолюбивую культуру, надо сеять гораздо позже.

__________________________________________

Ответ: простые предложения (Пшеницу в этом году уже посеяли) и(кукурузу же, более теплолюбивую культуру, надо сеять гораздо позже) соединены сочинительным союзом ЖЕ в значении А.

Вывод: 3

 

4. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей

 

5. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных частей

 

6. Сложное предложение с разными видами связи

 

Чтобы правильно выполнить задание, вам следует повторить темы: Синтаксис. Простое предложение. Виды осложнения простого предложения. Сложное предложение. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении.

Для практической тренировки по выполнению такого же рода заданий рекомендую сделать упражнения:

___________________________________________________________________________________

 

 

Желаю всем удачи на ЦТ и успешного поступления!